Холодильные агенты

 

Хладагент – жидкость, которая участвует в холодильном цикле, поглощая тепло от тел с низкой температурой, для того чтобы передать его телам с боле высокой температурой.

 

Существует три типа фторуглеводородных хладагентов:

  • CFC (ХФУ) хлорфторуглероды:
    Обладают высоким потенциалом истощения озона (ПИО). Хладагенты этого типа включают: R11, R12, R13, R113, R500, R502 и R503.
  • HCFC (ГХФУ) гидрохлорфторуглероды:
    Композиции этого типа содержат атомы водорода; это приводит к более короткому времени существования этих хладагентов в атмосфере по сравнению с ХФУ. Как результат ГХФУ оказывают гораздо меньшее влияние на истощение озонового слоя. Многие продукты, предлагаемые сейчас в качестве альтернативных для замены ХФУ, содержат в своем составе ГХФУ, как например R22.
  • HFC (ГФУ) гидрофторуглероды:
    ГФУ не содержат хлора, а содержат только водород и фтор. Они не разрушают озоновый слой и имеют короткий период жизни в атмосфере. ГФУ считаются долгосрочными альтернативными заменителями ХФУи ГХФУ для большинства холодильных систем. Например, R 134а или R404а.

Иногда гидрохлорфторуглероды и гидрофторуглероды собирательно называют гидрофторалканами — HFA.

 

Принятые международными комитетами меры по предотвращению разрушения слоя стратосферного озона, а также возникновения парникового эффекта в атмосфере из-за выбросов хладагентов привели, начиная с начала 90-х годов, к радикальным изменениям в технологиях кондиционирования воздуха и искусственного охлаждения.

Это утверждение в особенности справедливо для промышленных установок охлаждения и кондиционирования воздуха с их широкой областью применения. До недавнего времени в этих системах использовались в основном озоноразрушающие хладагенты, а именно R12, R22 и R502, для особых целей применялись R114, R12B1, RR13B1, R13 и R503.

Промышленно развитые страны отныне не разрешают использовать эти хладагенты, кроме R22. В странах Европейского Союза, однако, в настоящее время уже действует поэтапная программа отказа также и от R22.

 

Основные мировые производители химической продукции рекомендуют заменять R12  на R134a и альтернативные смеси С1 и СМ1, в том числе и переходные, содержащие в своем составе R22, — R401A, R401B, R401C, R409A, а также природные хладагенты R600a, R290, пропан-бутановые смеси и R717.

 

Для холодильного оборудования, работающего в среднетемпературном диапазоне, применяют R134a, заменяя R12. R134a с успехом применяют в автомобильных кондиционерах, бытовых холодильниках, торговом среднетемпературном оборудовании, промышленных установках, системах кондиционирования воздуха зданий и промышленных помещений, а также на холодильном транспорте. Энергетические показатели R134a ниже, чем у R12; для работы с R134a требуются дорогостоящие синтетические масла, отличающиеся высокой гигроскопичностью.

 

Холодильные смеси R402B, R402A, R404A, R507 и R408A рекомендуется использовать для ретрофита R502 в действующих холодильных системах. Термодинамические свойства R402A и R402B подобны свойствам R502. Выбор типа холодильной смеси диктуется конкретным применением и характерными условиями эксплуатируемого холодильного оборудования.

Хладагент R404A предполагается применять для ретрофита действующего средне- и низкотемпературного оборудования, работающего на R502 и R22, а также для заправки нового холодильного оборудования. Совместим с синтетическими маслами, относится к группе ГФУ.

 

Хладагент R507 разработан для ретрофита низкотемпературных холодильных систем, работающих на R502, по своим характеристикам близок к R502, растворим в синтетических маслах, относится к группе ГФУ.

 

Хладагент R410A служит для замены R22 в новых системах кондиционирования воздуха высокого давления, при этом требуется внесение конструктивных изменений в компрессор и теплообменники. Растворим в синтетических маслах. В перспективе R410A может служить альтернативным хладагентом для замены R22, поскольку имеет высокую удельную объемную холодопроизводительность и низкую критическую температуру.

 

Хладагент R407C по энергетической эффективности близок к R22 и рассматривается как оптимальная альтернатива R22. В настоящее время его широко используют в системах кондиционирования воздуха. Не требуется вносить значительных изменений в холодильную систему.

 

Компрессорные масла

В настоящее время в компрессорных системах охлаждения применяются различные виды масел, отличающиеся по составу и по способу изготовления.

 

Классификация масел

  1. Минеральные масла:
  • нафтеновые;
  • парафиновые.
  1. Синтетические масла:
  • алкилбензольные (А);
  • полиалкилгликольные (ПАГ);
  • полиолэфирные (ПОЕ);
  • полиальфаолефиновые (ПАО) и др.
  1. Полусинтетические масла:
  • смеси алкилбензольного и минерального масла (А/М).

 

Наиболее используемые типы масел:

 

  • Минеральные – являются смешиваемыми (полностью растворимыми) с R12, применяются с хладагентами групп ХФУ, ГХФУ – R13, R22, R500, R502 и т.д.
  • Алкилбензольные масла (А) используются в холодильной промышленности более 25 лет, термически стабильны, хорошо смешиваются с хладагентами групп ХФУ, ГХФУ.
  • Полиолэфирные масла (ПОЕ) рекомендуются для установок с хладагентами группы ГФУ – R134, R407C, R410A, R404A. (Полиолэфиры – химические вещества, полученные из спирта и органических кислот).
  • Полиалкилгликольные масла (ПАГ) широко используются в мобильных установках, таких, как автомобильные кондиционеры с хладагентом R134A.
    Синтетические масла по сравнению с минеральными имеют лучшие смазывающие свойства, более высокие термическую стабильность и стойкость в смеси с хладагентами, более низкие температуры застывания, меньшую агрессивность к материалам.

Смазывающие качества масла характеризуют его способность снижать изнашивание пар трения компрессора, а противозадирные – способность предотвращать задиры и заедания. Эти свойства зависят от типа масел, их вязкости и величины поверхностного натяжения.

Термическая стабильность масел характеризует их способность сохранять физико-химические свойства, противостоять окислению и деструкции при высоких температурах.

Холодильные масла должны быть прозрачными. Масло становится непрозрачным вследствие большого содержания воды, наличия смолистых веществ или взвешенных механических примесей.

Помутнение минерального масла свидетельствует о начале кристаллизации парафинов.

Основным требованием к маслам является их устойчивость к химическим реакциям с хладагентами. Наиболее устойчивы синтетические углеводородные масла.

 

Стоимость хладагентов и масел уточняйте по тел.